Эксперт-Консалт
Обратная связь Обратная связь На главную
Ваш интеллектуальный капитал!
Компания
Новости
Отзывы
Специальные предложения
Статьи
Контактная информация
Обратная связь
Поиск по сайту
 

Три цитаты из иркутской лекции Артемия Лебедева «Дизайн для людей»

Создать некоторое впечатление об Артемии Лебедеве помогут   три  цитаты из лекции «Дизайн для людей», проведенной в Иркутске 31 мая:

«Не все дизайнеры в курсе, что дизайн делается для людей. Обычно дизайн делается для заказчика, для зарплаты, для конкурентов, для коллег по цеху ».

«Дизайн — это капиталистическая профессия, которая должна решать определенные задачи, как правило, экономические. Перед дизайнером никогда не ставят задачу сделать какую-то красоту — это задача для художника, иллюстратора, маляра или придворного скульптора. Задача дизайнера — обеспечивать определенную функциональность. Результат работы может оцениваться с точки зрения эстетики, с точки зрения визуальной культуры, с точки зрения и того, и сего; дизайнер вполне может быть еще и художником, и такие примеры есть, но от дизайнера никто не ждет креатива, как дизайнер думает. Дизайнер думает, что та мысль, которая ему почему-то с утра залетела в голову и, там будучи единственной, обратила на себя его внимание, — что это то самое гениальное, за что он должен цепляться. И если  заказчик почему-то у него эту мысль не купил, то заказчик козлина последняя. На самом деле заказчик может представлять себе весь процесс того, что собственно нужно сделать в результате, в пятьсот раз лучше, чем дизайнер; он, может быть, не всегда может это сформулировать и не всегда находит время с дизайнером поговорить, но это уже проблема из другой области, проблема общения и коммуникаций.
Зачастую дизайнеры не удосуживаются поехать к заказчику и просто посмотреть, а чего собственно им предложено оформлять, ради чего они делают макет. Дизайнеры не едут на производство, не ходят в гости, не беседуют со своим клиентом — они получили бриф по е-мэйлу и им кажется, что этого достаточно, что они уже из этого брифа все поняли, что они уже представляют всю область, всю эту индустрию заказчика, лучше всех знают, как продавать унитазы. И дальше вон та неинтересная или пошлая мысль, которая дизайнеру зашла в голову, он ее называет креативом и страшно защищает. Иногда он сидит по вечерам на форумах и жалуется своим коллегам, как его не ценят клиенты, что вот он придумал такую клевую вещь (и показывает полный, запредельный ужас, абсолютно беспробудный), и они все говорят: «Да, старикан, тебе не повезло, у нас тоже клиенты вот такие вот, нас не ценят, не любят». Вместо того, чтобы просто пойти и узнать, а в чем собственно состоит сегодняшняя проблема, что ты как дизайнер можешь сегодня сделать для этого клиента. Дизайнеры этого не делают, заказчики тоже.
В случаях, когда они встречаются вместе, что-то обсуждают и много, как правило, если люди уже собрались вместе, уже смотрят друг на друга и уже поговорили, то проблем с приниманием дизайна или с приниманием того, что надо сделать, у них сразу в 10 раз меньше.
У меня в студии, например, дизайн никогда никто не продавал. Дизайн — не повод для обсуждения. Дизайн — это наша работа, а у клиента есть его работа. И  когда мы договариваемся о чем-то, мы договариваемся о решении задачи. Клиент говорит: «Я хочу увеличить продажи на 10%, мне нужно что-то для этого придумать, завоевать интересы таких-то людей». Как мы эту задачу решаем — это наше личное дело, мы профессионалы в своем деле как дизайнеры, заказчик в это лезть не имеет права. Он не может говорить, какого оно должно быть цвета, какие там должны быть шрифты, как оно должно быть расположено, потому что это не его профессия, он в этом не специалист. То, что он три минуты постоял рядом с компьютером, не делает из него специалиста по дизайну. То же относится к нам, как к дизайнерам. Мы, как дизайнеры, не можем ему говорить, как ему продавать его турбинные лопатки, потому что мы в них ничего не понимаем: никогда в жизни их не делали, ими не жили, не болели, они нам по ночам не снились, мы их никому не продавали и завтра мы о них забудем. Поэтому в этом процессе очень важно встретиться, чтобы обе стороны договорились, как каждая из них себе весь этот процесс представляет. Когда этого не происходит, тогда собственно и возникает то непонимание, которое сегодня и возникает.
Заказчику в общем-то все равно, как выглядит таблица, и мне сложно себе представить заказчика, который увидев такую пестроту и черезполосицу, сказал бы, что ему нужно вот так. Если бы он так действительно бы сказал, я потратил бы три минуты на то, чтобы показать ему, как из этого сделано вот это и объяснить, почему так происходит. После этого, я надеюсь, заказчик стал бы вечным апологетом безлинейной табличной верстки. Что он хотел от этой таблицы? Хотел какие-то данные показать. Если ему вообще почему-то нужны эти данные - то пусть они будут легко воспринимаемыми, читаемыми и ими удобно будет пользоваться вместо того чтобы делать то, что здесь представлено — неудобно, нечитабельно, несравнимо и бессмысленно. »


«Дизайн — интересное, продуктивное использование ограничений технологий, которые встретились дизайнеру в процессе его работы. Задача для дизайнера в основном заключается в том, чтобы в рамках определенных технологических ограничений, правильно подбирая средства, делая всё для людей, избегая двойных смыслов, «двойных днов» и всяких непредсказуемых сочетаний, используя нормальный русский язык и склоняя слова, в рамках этого уже достаточно сильного набора ограничений - всё-таки сделать что-то интересное и тем самым выделиться как-то на фоне всего того, что есть вокруг. А поскольку бессмысленного и плохого будет много всегда, то и примеров, которые я показывал - я думаю, что до конца жизни смогу ими пользоваться и не наступит такого момента, когда они вдруг начнут вызывать удивление, где это я нашёл. Я нашёл это везде и оно постоянно тиражируется ».

Артемий Лебедев: встреча с иркутскими журналистами (полная версия)

По поручению Компании Эксперт-Консалт записала Анна Каправчук.


Смотрите также:

обучение   услуги   продукты   аренда  

Смотрите также:

Компания   Новости   Отзывы   Специальные предложения   Статьи   Контактная информация   Обратная связь